С.А. Толстая – фотограф
Альбом «С.А. Толстая – фотограф» посвящён жизни и творчеству Софьи Андреевны Толстой - жены гениального писателя, философа и мыслителя Х1Х – ХХ веков - Льва Николаевича Толстого.
Однако неправильно было бы считать, что Софья Андреевна была только женой Льва Толстого: она была разносторонне образованной женщиной, радушной хозяйкой, интересной собеседницей, человеком с широким кругом интересов.
Одним из её увлечений, многие годы сопровождавших большую часть её жизни, было увлечение фотографией.
Уникальная коллекция фотографий, созданная С.А. Толстой, легла в основу альбома, предлагаемого вниманию посетителей сайта Государственного музея Л.Н. Толстого.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Графиня Софья Андреевна Толстая (урождённая Берс) родилась 22 августа (3 сентября) 1844 г. в семье врача Московской дворцовой конторы, действительного статского советника Андрея Евстафьевича Берса (1808—1868), происходившего по отцу из немецких дворян.
Софья родилась на даче, которую снимал её отец, близ усадьбы Покровское-Стрешнево. Вплоть до замужества Софьи Берсы проводили там каждое лето.
Софья Андреевна получила домашнее воспитание и образование. В 1860 г. при Московском университете она успешно сдала экзамены на звание домашней учительницы и летом 1861 г. получила диплом. Она хорошо знала французский язык, русскую литературу и историю. Любила рисование, музыку и театр. До конца дней сохранила любовь к искусству, интерес к знаниям и «желание понять всякое творчество».
С.А. Толстая научилась фотографировать в юности, когда жила в родительском доме. Когда Софье Андреевне было шестнадцать лет, ее отец познакомился с молодым фотографом студентом Кукули, греком по национальности. С.А. Берс очень заинтересовалась фотографией, которая только что начинала развиваться в России. Кукули научил ее фотографировать и подарил ей свой фотоаппарат. «Тогда фотография была сложная,— вспоминала позднее Софья Андреевна. Надо было стекло обливать коллодиумом, потом класть в серебряную ванну, укреплять сулемой, сушить, то же надо было проделывать с альбуминной бумагой. Я все лето страстно увлекалась фотографией. Сняла несколько портретов… и бросила это занятие потому, что начала писать свою первую повесть». Эти снимки С.А. Берс до нас не дошли.
Осенью 1862 г. она стала женой Л.Н. Толстого. После венчания в Москве молодые Толстые уехали в Ясную Поляну.
Первые двадцать лет Толстой с женой и детьми почти безвыездно жил в Ясной Поляне. Это был самый гармонический период в их семейной жизни.
У Софьи Андреевны появилось много новых забот и интересов. Она занималась хозяйством, воспитанием детей, помогала мужу в его литературном труде; разбирала и переписывала черновые рукописи, что доставляло ей большое эстетическое наслаждение. «Сознание служения гению и великому человеку давало мне силы на все»,— писала она.
С первых лет замужества Софью Андреевну не покидала мысль по возможности «быть полезной для потомства», сохраняя все то, что имело отношение к жизни и творчеству Л.Н. Толстого.
На протяжении многих лет Софья Андреевна оставалась верной помощницей мужа в его делах: она вела дневник, бережно хранила письма, дневники и рукописи произведений Толстого, семейные реликвии и портреты, была переписчицей рукописей, переводчиком, секретарём, издателем его произведений.
Только в конце 80-х годов С.А. Толстая вернулась к занятиям фотографией. В 1887 году она купила новый фотоаппарат, заново освоила новую технологию фотографирования. К этому времени относятся самые ранние работы С.А. Толстой.
Несмотря на то, что снимки, сделанные С.А. Толстой в первые семь лет с 1887-го до 1895 г. малочисленны и несовершенны, они дают уже некоторое представление об отличительных чертах её работ.
Однако ее занятия фотографией до 1895 г. были очень неровными. Бывали годы, когда С.А. Толстая не делала ни одного снимка.
1895 год — переломный в ее занятиях фотографией, с этого времени она начинает систематически фотографировать Толстого и семью. В этих работах проявились излюбленные сюжеты ее снимков: семейные группы, портреты детей, пейзажи Ясной Поляны, эпизоды повседневной жизни.
Большая часть фотографий С.А. Толстой была сделана ею за последние пятнадцать лет жизни Толстого, с 1895-го по 1910 г.
Именно фотографии С.А. Толстой, сделанные в этот период, дают возможность назвать всю коллекцию фотографий своеобразной летописью последних двадцати лет жизни Л.Н. Толстого. Они отражают самые разные события: и важные, и будничные, которые в своей совокупности очень интересны и значительны.
Коллекция фотографий С.А. Толстой уникальна во многих отношениях: и по количеству вошедших в неё снимков (более тысячи), и по содержанию, и по тому значительному отрезку времени (более двадцати лет), который она охватывает.
Коллекция уникальна и тем, что создана не бесстрастным наблюдателем жизни писателя, а одним из самых близких членов его семьи. С.А. Толстая фотографировала, привнося свое, живое отношение к тому, что снимала.
То, что Софья Андреевна была женой великого писателя, матерью и бабушкой многочисленных детей и внуков, хозяйкой Ясной Поляны, куда, как в Мекку, приезжало много народа, наложило отпечаток на собрание ее фотографий. Любимые сюжеты ее снимков — это Л.Н. Толстой в кругу семьи, с гостями, с видными деятелями культуры.
Если все фотографии С.А. Толстой с полным правом считаются летописью яснополянской жизни, то один из интересных разделов ее снимков «Толстой с видными деятелями культуры и науки» можно назвать фотографической летописью встреч Толстого с известными писателями, художниками, композиторами и учеными.
Толстой со Стасовым и Гинцбургом, Чеховым, Горьким, Репиным, Трубецким, Танеевым, Ландовской, Ломброзо, Мечниковым – вот неполный перечень фотографий, сохранивших для нас, по меткому определению литературного критика В. Лакшина, «во всей конкретности и зримости живые мгновения этих встреч».
Многие художники, не желая лишний раз беспокоить Толстого, пользовались фотографиями Толстого при создании его портретов. Софья Андреевна охотно шла навстречу их просьбам сделать необходимые для работы снимки, чтобы освободить Толстого от тягостного для него позирования.
В богатой коллекции фотографий С.А Толстой мы найдём снимки, выполненные ею по просьбе И.Е. Репина, И.Я Гинцбурга, П.П. Трубецкого, А.В. Моравова, Ю.И. Игумновой.
С.А. Толстая была единственным фотографом, снявшим Толстого с Горьким, Репиным, Ландовской, Трояновским.
А.М. Горький, вероятно, выразил чувства многих, когда писал Софье Андреевне: «По совести скажу — видеть себя на карточке — рядом со Львом русской литературы — мне невыразимо радостно. Горжусь этим ужасно».
Фотографию 1900 г., где сняты. Л.Н. Толстой, С.А. Толстая, В.В. Стасов и И.Я. Гинцбург, Стасов назвал чудесной и считал едва ли не лучшим своим портретом и портретом Толстого.
Особое место в коллекции Софьи Андреевны занимают ее фотографии со Львом Николаевичем в дни годовщины их свадьбы. Так получилось, что серия этих фотографий начата и завершена двумя по-своему трагическими годами. Первый снимок сделан 23 сентября 1895 г., в тридцать третью годовщину свадьбы, после смерти любимого сына Ванечки. Последняя фотография — в сентябре 1910 г., накануне ухода писателя из Ясной Поляны.
На этом снимке, как и на всех других «свадебных фотографиях», Толстой и Софья Андреевна стоят рядом, и, как всегда в этот день, Софья Андреевна в белом платье, но лицо Л.Н. Толстого измучено и сурово, а Софья Андреевна страдальчески улыбается. И, как будто предчувствуя трагический уход мужа из Ясной Поляны, она напишет на обороте снимка горько-ироническое: «Не удержишь».
Иногда объектив аппарата Софьи Андреевны запечатлевал писателя во время работы. В декабре 1907 г. ею был снят один из первых портретов Толстого за рабочим столом в кабинете. Фотография передает глубокую сосредоточенность Толстого. Чтобы сфотографировать Толстого в такой отрешенности от окружающей обстановки, всецело занятого своими мыслями, надо было снимать его незаметно. Фотографии, снятые незаметно, Толстой очень любил. Об одном из своих портретов 1909 г. работы С.А. Толстой он говорил: «Портрет прекрасен, потому что не было позирования. Руки прекрасны, выражение натурально». Это один из лучших снимков писателя за работой. Толстой пишет за круглым столиком в кабинете яснополянского дома; глаза опущены, на лице выражение сосредоточенности и напряжения мысли.
С.А. Толстая положила начало интересному разделу фотографий, который исследователи творчества С.А. Толстой условно назвали «Толстой и спорт». Она сфотографировала «Льва Николаевича с велосипедом, верхом, за шахматами, играющим в теннис. Софье Андреевне принадлежит и единственный снимок Толстого на коньках.
О фотографическом мастерстве С.А. Толстой свидетельствует большая серия фотографий, сделанная ею в Крыму. В 1901 г. Л.Н. Толстой часто болел. По совету врачей Толстые согласились поехать на юг. Графиня С.В. Панина предложила семье писателя свою дачу в Гаспре в Крыму на берегу Черного моря, в 12 километрах западнее Ялты, где Толстые прожили около года.
Это был один из тяжелых периодов в жизни писателя. Он перенес воспаление легких и брюшной тиф. Несколько раз жизнь Толстого висела па волоске. В январе 1902 г. А. П. Чехов сообщал из Крыма О.Л. Книппер: «Толстой очень плох; у него была грудная жаба, потом воспаление легкого. Вероятно, о смерти его услышишь раньше, чем получишь это письмо. Грустно, на душе пасмурно».
Всех, кто видел Толстого в это время, поражала в нем непрекращавшаяся работа мысли, несмотря на то, что он сознавал свое тяжелое положение. В.Г. Короленко, посетивший больного Толстого, писал о нем: «Тело умирает, а ум горит пламенем».
Это состояние Толстого Софье Андреевне удалось передать почти на всех фотографиях крымского периода. Портреты больного писателя, одного (в особенности в постели), с врачами, женой, детьми, в группах с родными и знакомыми удивляют выражением контраста физической слабости и неукротимости мысли, как бы сконцентрировавшейся во взгляде Л.Н. Толстого.
Именно фотографии, снятые С.А. Толстой в Крыму, вызвали такой восторженный отзыв В.В. Стасова: «Какая, в самом деле, великая мастерица графиня Софья Андреевна по части фотографии. Просто слюнки текут, как посмотришь на ее новые снимки».
Л.Н. Толстой не любил фотографироваться: это отнимало много времени, отвлекало его от занятий, и было ему неприятно. Тем не менее, он чаще соглашался на просьбы желающих его сфотографировать, так как не хотел своим отказом обидеть или огорчить человека.
В большей степени, чем фотографироваться, Толстой не любил позировать художникам и скульпторам. Это отнимало еще больше времени. Кроме этого, Л.Н. Толстого очень тяготило то, что писание с него портретов, по его мнению, подчеркивало его особое положение писателя.
Многие художники, не желая лишний раз беспокоить Толстого, пользовались его фотографиями при создании портретов. Софья Андреевна охотно шла навстречу их просьбам сделать необходимые для работы снимки, чтобы освободить Толстого от тягостного для него позирования.
В богатой коллекции фотографий С.А Толстой мы найдём снимки, выполненные ею по просьбе И.Е. Репина, И.Я Гинцбурга, П.П. Трубецкого, А.В. Моравова, Ю.И. Игумновой.
В большой коллекции фотографий С.А. Толстой портреты Льва Николаевича одного и в группах составляют одну треть. Остальные снимки — портреты детей и внуков, родственников и гостей, групповые фотографии членов семьи и прислуги, пейзажи Ясной Поляны и Крыма.
Фотографии С.А. Толстой рассказывают также о яснополянских буднях с хозяйственными заботами: варка варенья, осенний сбор яблок, чистка прудов на усадьбе, работа на гумне. Всё это в деталях воссоздает обстановку Ясной Поляны тех лет и дает представление о жизни Толстого и его семьи за такой большой отрезок времени, как двадцать лет.
На первых фотографиях — Толстой в кругу семьи, с детьми-подростками, дом писателя без позднейших пристроек, еще березовый «Прешпект», молодой вяз на площадке перед домом; на последних — Толстой с внуками, взрослые дети со своими семьями, разросшееся «дерево бедных», могила Л.Н. Толстого.
Пocле смерти мужа С.А. Толстая лишь постепенно вернулась к привычным занятиям хозяйством, корректурам начатого издания сочинений Толстого, фотографированию. Софья Андреевна исполняла свой последний долг, сохраняя дом, где жил Толстой, его кабинет и спальню, книги, фотографируя могилу, и находила в этом горестное облегчение».
«Вчера сделала фотографию могилы, бываю там очень часто, но все плачу, — писала она сестре в декабре 1910 г. С.А. Толстая снимала могилу в первые месяцы после похорон, и позднее в 1911 —1913 гг. в разное время года.
Она чувствовала себя одинокой, несмотря на внимание детей и внуков, которые приезжали к ней в Ясную Поляну.
За последние девять лет своей жизни С.А. Толстая (она умерла в 1919 г.) сделала очень мало фотографий. Это в основном снимки могилы Толстого. Иногда она фотографировала внуков — любимую внучку Танечку Сухотину и Машу Толстую (дочь А.Л. Толстого от второго брака), копировала прежние снимки Ясной Поляны для родных и знакомых; дополняла описи фотографий и негативов, составленные ею еще в 1903—1904 гг.
С.А. Толстая фотографировала Толстого, гостей и родственников в определенной, конкретной обстановке. На ее снимках человека окружает много вещей и предметов.
Софья Андреевна не ретушировала фотографии своей работы. Чаще более правильное представление о человеке или предмете дает любительский снимок без ретуши и прикрас.
Потому более правдивой и близкой предстает перед нами жизнь Л.Н. Толстого и его семьи в фотографиях С.А. Толстой.
По материалам статьи Т.К. Поповкиной
Читать далее