Вернуться
6 из 7
Просмотрено 6 из 7
Лев Толстой и его семья в произведениях российских художников
Лев Толстой и его семья в произведениях российских художников
Заголовок
Лев Толстой и его семья в произведениях российских художников
Аннотация
Онлайн альбом «Лев Толстой и его семья в произведениях российских художников». Дата создания: 15.01.2024 Составитель альбома: Куйбышев Л.А. Аннотация: Онлайн альбом, «Лев Толстой и его семья в произведениях российских художников», представляемый посетителям сайта Государственного музея Л.Н. Толстого, является сводным альбомом, включающим произведения художников, произведения которых хранятся в фондах музея. Эти художники жили и творили в разное время, они работали в разных жанрах и технике, но их объединило одно, - безграничная любовь и уважение к величайшему русскому писателю, гению и творцу, - к Льву Николаевичу Толстому. Представленные произведения отражают разные этапы жизни и творчества Толстого, образы членов его семьи и события, сопровождавшие их на жизненном пути. Альбом включает произведения семнадцати известных российских художников. Ниже приводятся их краткие биографии в хронологическом порядке. Составитель альбома приносит свои извинения за большой объём текстовой информации, но слишком сократить этот объём было очень трудно, а иногда просто невозможно без утраты важнейшей информации этих выдающихся художников. ========================================================== Николай Николаевич Ге. (1831 — 1894) Ге Николай Николаевич (15 февраля 1831 — 1 июня 1894) — русский художник-живописец и рисовальщик, мастер портретов, исторических и религиозных полотен. Изредка выполнял также скульптурные работы. Ге учился в Императорской Академии художеств и получил Большую золотую медаль за выпускную работу «Саул у Аэндорской волшебницы» в 1857 году. Коллекции работ Н. Н. Ге хранятся во многих музеях мира, в том числе в Третьяковской галерее (Москва), Русском музее (Санкт-Петербург), Национальном музее «Киевская картинная галерея», в Государственном музее Л.Н. Толстого в Москве. ========================================================== Е.М. Бём (1843-1914) Бем Елизавета Меркурьевна (1843-1914), урождённая Эндаурова - художница, известная своими силуэтами и акварелями, главным образом из детской жизни. Обучалась в школе "Общества поощрения художеств" и окончила школу с серебряной медалью. В Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петербурге Елизавете Меркурьевне посчастливилось стать ученицей И.Н. Крамского. Любимый учитель оказал влияние на мировоззрение художницы и помог ей обрести творческую индивидуальность. Елизавета Бём иллюстрировала русскую народную сказку «Репка» (1882) и детские журналы «Игрушечка» (1882—1886) и «Малютка» (1886—1887). Создала детские альбомы «Пословицы в силуэтах» (1884), «Поговорки и присказки в силуэтах» (1885), «Азбука». Иллюстрировала басни И. А. Крылова и «Записки охотника» И. С. Тургенева. Лев Толстой проявил огромный интерес к работам Е. М. Бём, в особенности к ее детским рисункам. Личной встрече предшествовала переписка. В июне 1885 г. Толстой, познакомился с работами Е.М. Бём, которые писателю передала их общая знакомая А.В. Дмоховская. Эти работы очень понравились Толстому, он писал Бём: «Очень благодарен вам за прекрасные ваши картинки. Я уже давно знаю их и любуюсь ими». Толстой, обратился к художнице с предложением участвовать в издании книг для народа и пригласил художницу сотрудничать. Получив благодарность от Л.Н. Толстого, и просьбу принять участие в изданиях "Посредника", Е.М. Бём сделалась до конца жизни его постоянной сотрудницей - иллюстратором. На протяжении всей дальнейшей жизни Е.М. Бём, безвозмездно трудилась для издательства «Посредник», основанного Л.Н. Толстым и В.Г. Чертковым для простого народа. Для «Посредника» Бём иллюстрировала много книг: «Первый винокур», «Два старика», «Сказка об Иване-дураке» Толстого, «Перепёлка» И.С. Тургенева, «Медведь» В.М. Гаршина, серию «Малым ребятам», сборник «Цветник» В.Г. Короленко и других изданий. В 1887 году она подготовила иллюстрации к «Власти тьмы», которые нравились Толстому. Кроме того, Бём принадлежат три портрета толстовских героинь: Анны Карениной, Кити и Катюши Масловой, которые представлены на выставке. В 1880-1890-х годах художница создала акварели – женские типы в романах Толстого. Они воспроизводились на открытках. Ко всему, что связано с именем Толстого, художница относилась с особым благоговением. В коллекции ГМТ хранятся замечательные иллюстрации Е. М. Бём к его сказкам, рассказам, статьям, романам, пьесам. Создала художница и целый ряд силуэтных изображений Л.Н. Толстого, ставших неотъемлемой частью портретной галереи писателя. ========================================================== Репин Илья Ефимович. (1844–1930) Репин Илья Ефимович (1844–1930) — великий русский художник-реалист, мастер портретного, исторического и бытового жанра, педагог, действительный член Санкт-Петербургской Императорской академии художеств, автор мемуаров и очерков о знаменитых деятелях искусства. Репин родился 24 июля (5 августа) 1844 года в уездном городе Чугуеве Харьковской губернии в казачьей семье. Его отец, отставной солдат Ефим Васильевич Репин, занимался торговлей лошадьми. Мать, Татьяна Степановна Бочарова, знала грамоту и учила ей не только своих детей, но и соседских крестьянских ребятишек, а иногда и взрослых. Она прививала им любовь к искусству, читала произведения классиков русской литературы — В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова. Учился в Чугуевской школе военных топографов и у живописца И.М. Бунакова. Затем в рисовальной школе общества поощрения художников (1863), в академии художеств (1864-1871); много ценных советов давал ему Крамской. Пенсионер академии (1873-1876) в Италии и Париже. Преподавал в высшем художественном училище при Академии художеств (1894-1907) В 1873 году Репин, получив от Санкт-Петербургской Императорской академии пенсион на заграничную поездку, отправился в Европу. Три года он провёл в Италии и Франции, познакомился с работами французских импрессионистов. В Париже Репин под влиянием новых живописных тенденций написал картину «Садко», за которую художнику присвоили звание академика. Вернувшись в 1876 году в Россию, Репин на некоторое время остановился в родном Чугуеве, а в 1877 году перебрался в Москву. Здесь в 1878 году он вступил в Товарищество передвижников. В Москве Репин больше года писал знаменитое историческое полотно «Царевна Софья». В последнее десятилетие XIX века Репин много времени посвятил педагогической деятельности. Он, уже в звании профессора, руководил мастерской в Академии художеств. С перерывами мастер работал там до 1907 года. Работы Репина И.Е. хранятся во многих музеях, в т.ч. значительное количество его художественных и графических работ хранится в Государственном музее Л.Н. Толстого Живописец скончался в 1930 году, ему было 86 лет. В последние годы он чувствовал, что силы оставляют его. Рядом с умирающим были его дети. Прах великого живописца погребен в «Пенатах». Он был счастливым человеком, сумевшим реализовать свой талант. Именно об этом он писал друзьям. Репин встретил смерть спокойно и умиротворенно, как хорошо поработавший человек, завершивший все свои дела. ========================================================== Мосолов, Николай Семёнович (1846 - 1914 гг.) Мосолов Николай Семёнович (1846–1914) — русский гравёр-аквафортист и коллекционер, академик гравирования и действительный член Императорской Академии художеств. Дед И. С. Мосолова – Федор Семенович и отец – Семен Николаевич были известными московскими любителями искусства и коллекционерами. Отец не только собирал произведения искусства, но и сам занимался живописью и гравированием офортом. Как художник-любитель и коллекционер С. Н. Мосолов получил звание вольного почетного общника Императорской Академии художеств и был избран в члены Московского общества любителей художеств. В 14-летнем возрасте уже рисовал и гравировал копии с рисунков и офортов Рембрандта, имея поддержку со стороны отца, поклонника последнего. Посещал классы Императорской Академии художеств. Получал награды Академии художеств: малую серебряную медаль (1861). В 1864 г. за несколько гравюр с офортов Рембрандта и с натуры Академия художеств наградила его большой золотой медалью. В 1865 году стал классным художником, в 1868 году за офорт с картины Рубенса «Пир Вакха» был удостоен звания классного художника 1-й степени. В 1871 году признан академиком гравирования. В 1880 году унаследовал коллекцию картин отца и продолжил её пополнение, ориентируясь в первую очередь на работы голландских мастеров. В 1883 году стал одним из учредителей Русского гимнастического общества. С 1884 года был почётным членом совета Румянцевского музея. За Н.С. Мосоловым укрепилась слава «лучшего истолкователя» графики Рембрандта. Критика отмечала, что гравюры, выполненные Мосоловым, отличались высочайшей техникой и художественными достоинствами. Число его эстампов составляет порядка 362; из них только 13 исполнены с его собственных эскизов и рисунков, все же остальные — воспроизведения чужих композиций. С 1884 г. был почетным членом совета Румянцевского музея, которому завещал свое собрание вместе с библиотекой, личным архивом и уцелевшей частью фамильной коллекции. Одна из его работ, гравированный портрет Л.Н. Толстого, хранится в Государственном музее Л.Н. Толстого в Москве. ========================================================== Нестеров Михаил Васильевич. (1862-1942) Нестеров Михаил Васильевич — российский живописец, график, академик и действительный член петербургской Академии художеств, заслуженный деятель искусств РСФСР. Родился в 1862 году в Уфе. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в петербургской Академии художеств, где его первым учителем был В.Г.Перов. В 1886–1889 годах исполнил много книжных иллюстраций. В конце 1880-х — начале 1890-х годов Нестеров посетил Австрию, Италию, Германию и Францию, где познакомился с искусством европейского символизма и исполнил многочисленные пейзажи. С конца 1880-х годов сформировался постоянный интерес Нестерова к эпохе допетровской Руси, к темам отшельничества, быта скитов и монастырей. В 1886 году окончил училище и получил звание классного художника. В 1898 году избран академиком живописи (по представлению Репина, Поленова и Васнецова). В 1890–1910 годах Нестеров жил в Киеве. Участвовал в росписях Владимирского собора в Киеве, мозаичном убранстве храма Воскресения Христова (Спаса на Крови) в Санкт-Петербурге, исполнил росписи церкви Святого Александра Невского в Абастумани в Грузии и храма Покрова Пресвятой Богородицы Марфо-Мариинской обители в Москве. Работы Нестерова М.В. хранятся во многих музеях, в т.ч. в Государственном музее Л.Н. Толстого хранится значительное количество его художественных и графических работ. Умер в 1942 году в Москве. ========================================================== Пастернак Леонид Осипович. 1862-1945 Пастернак Леонид Осипович (22 марта (3 апреля) 1862, Одесса, Российская империя — 31 мая 1945, Оксфорд, Великобритания) — русский живописец и график еврейского происхождения, жанрист и художник-иллюстратор, педагог. Отец писателя и поэта Бориса Пастернака и архитектора Александра Пастернака. В раннем детстве проявил любовь к рисованию, хотя родители поначалу не одобряли этого увлечения. Начальное художественное образование получил в Одессе (с 1879 по 1881 годы) в рисовальной школе, в которой почти одновременно с ним учился М.А. Врубель, однако окончательно избрал карьеру художника не сразу. В 1881 году не поступив в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, т.к. на имевшееся одно вакантное место приняли дочь графа Л.Н. Толстого. Уступая родительской воле, Леонид Пастернак поступил на медицинский факультет Московского университета и два года занимался на медицинском факультете. В 1883 году перевёлся на юрфак Новороссийского университета (Одесса) и там учился на юридическом факультете до 1885 года. Практически сразу после поступления на юрфак Пастернак уехал в Мюнхен: параллельно он решил учиться живописи в Королевской Академии изобразительных искусств у немецкого художника Иоганна Каспара Гертериха. Чуть меньше двух лет он учился в Мюнхенской Королевской академии художеств. Приезжая в Одессу для сдачи экзаменов, Пастернак печатал в местных журналах карикатуры, юмористические и бытовые сценки. В 1885 году художник блестяще закончил Академию и экстерном юридический факультет. В 1889 году переезжает в Москву. Конец 80-начало 90-х годов - т.н. "передвижнический" период творчества художника. Он участвует в передвижных выставках 1888-1906 гг., позже выставлял свои произведения в "мире искусства" и "союзе русских художников". С 1894 по 1918 гг. - профессор Московского училища живописи, ваяния и зодчества. С 1905 г.- академик. В 1889 г. женится на Розалии Исидоровне Пастернак, талантливой пианистке, которой прочили большое будущее. На знаменитых "поленовских вечерах" художник заслужил репутацию блестящего рисовальщика. Некоторое время он работает художественным редактором журнала "Артист". В 1905 г. Российская академия художеств присвоила художнику звание академика «за известность». В 1907 году был приглашён в Англию, чтобы написать портрет дочери одного из местных аристократов. Эта поездка стала значительным событием в жизни Леонида Осиповича, в том числе потому, что в Англии он получил возможность увидеть оригиналы картин местных портретистов XVIII века. После революции 1917 года, в 1921 году, Л. О. Пастернак вместе с женой и дочерьми уехал на лечение сначала в Германию, а затем в Англии. В 1927 и 1932 годах в Германии были организованы две персональные выставки художника. В Англию художник с супругой прибыли в 1938 году, а в августе 1939 года там же умерла Розалия Исидоровна. После этого жил в доме дочери Лидии в Оксфорде. Умер 31 мая 1945 года в Оксфорде. ========================================================== Толстая-Сухотина Т.Л. (1864-1950) Толстая-Сухотина Татьяна Львовна родилась 4 (16) октября 1864 года в семье графа Л.Н. Толстого в Ясной Поляне. Образование: Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве. Начала вести дневники в возрасте 14 лет и продолжала их в течение почти 40 лет. Лев Николаевич поощрял детей к ведению дневников и в ранние годы иногда читал записи Татьяны Львовны. Поэтому особенный интерес в её мемуарах представляют рассказы об отце, его образе жизни, повседневном быте. В 1881 году она поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где её учителями были Василий Перов, Илларион Прянишников и Леонид Пастернак; она также училась у Николая Ге. В 1899 году вышла замуж за уездного предводителя дворянства Михаила Сергеевича Сухотина. С 1917 по 1923 год состояла хранителем музея-усадьбы Ясная Поляна. В 1923—1925 гг. была директором музея Л.Н. Толстого в Москве. Организовала в Москве школу рисования и живописи (1922). С 1925 года — в эмиграции. Участвовала в работе благотворительного Толстовского фонда, который был организован в 1939 году. Из Парижа она переехала в Италию, где провела остаток своей жизни. Умерла в Риме 21 сентября 1950 года. Похоронена на римском кладбище Тестаччо вместе с сыном Ф. М. Сухотиным и дочерью Т. М. Сухотиной-Альбертини. ========================================================== Рундальцов Михаил Викторович (1871–1935) Рундальцов Михаил Викторович (1871–1935) — живописец, гравер, литограф, портретист. В 1887–1892 годах изучал искусство ксилографии и офорта в Центральном училище технического рисования барона Штиглица у В. В. Матэ. С 1894 года продолжил обучение в гравировальной мастерской Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств. С 1895 года работал художником-гравером в Экспедиции заготовления государственных бумаг. С 1895 — художник-гравер Экспедиции заготовления государственных бумаг в Петербурге. В 1890–1900-х годах гравировал сюжеты для открытых писем с картин Императорского Эрмитажа. В 1902–1906 годах в качестве пенсионера Академии художеств изучал в Париже разновидности техники офорта и цветной печати. В 1905 по ходатайству Матэ был удостоен звания академика. Работал преимущественно в технике цветного офорта. Создал множество гравированных портретов деятелей русской культуры (А. С. Пушкина с оригиналов О. А. Кипренского и В. А. Тропинина, 1890-е; А. Г. Рубинштейна с оригинала И. Е. Репина, 1895; Л. Н. Толстого, 1890-е; К. Т. Солдатенкова, 1902; Г. И. Семирадского, 1904; И. С. Тургенева, 1905; М. А. Зичи, 1910), представителей дворянства и членов императорской семьи. Исполнял гравированные копии с картин Эрмитажа, Русского музея императора Александра III, занимался экслибрисом. В 1921 году эмигрировал, жил в Ревеле, Париже, затем в Нью-Йорке, получив должность профессора в Институте объединённых искусств. В 1932 году переехал во Францию и возглавил Общество русских художников им. И. С. Тургенева. Скончался в Париже в 1935 г. ========================================================== Игумнова Юлия Ивановна (1871 — 1940) Юлия Ивановна Игумнова родилась 5 марта 1871 года в городе Лебедянь Тамбовской губернии (сейчас Липецкой области) в состоятельной купеческой семье, обедневшей к концу 20-го века. Училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь познакомилась с дочерью Льва Толстого Татьяной, состояла с ней в переписке, по её предложению приехала в Ясную Поляну. Игумнова стала другом семьи Толстых. Работала в частной мастерской Ильи Репина. В 1899‒1907 годах жила у Толстых, помогая разбирать корреспонденцию и переписывать рукописи. В 1901 году ухаживала за больным Толстым в Гаспре, куда выезжала вместе с его семьёй. Лев и Татьяна Толстые называли её Жюли или «Жюли-Мули». Муж Татьяны Толстой называл Игумнову «родоначальницей династии секретарей». В Ясной Поляне Игумнова создала ряд живописных и графических работ. В спальне Льва Толстого над кроватью висит «Портрет графини Татьяны Львовны Толстой» (1898), в «комнате под сводами» — портрет Льва Толстого (1902), на котором он изображен с книгой в руках в больничном кресле в Гаспре. На картине «Л. Н. Толстой верхом на Делире» (начало 20-го века) Игумнова представила писателя во время прогулки в окрестностях яснополянской усадьбы. Кроме портретов и рисунков с Толстого и членов его семьи, она сделала многочисленные изображения животных. На одном из сохранившихся её этюдов — неосёдланная лошадь белой масти на фоне деревьев с жёлто-зелёной листвой. Этот рисунок она подарила Софье Толстой. В июле 1908 года уехала из Ясной Поляны. В 1912 году вернулась, чтобы скрашивать одиночество Софьи Толстой. Жила здесь до 1914 года, «давая объяснения посетителям дома и могилы Толстого». К этому моменту она забросила живопись, ухаживала за яснополянскими собаками. В 1937 году уже тяжело больной снова вернулась в Ясную Поляну и поселилась здесь. Сделала проект ограды могилы Толстого, переписывалась с внучкой писателя Софьей Толстой-Есениной. Умерла 15 февраля 1940 года в Ясной Поляне. Похоронена на кладбище Кочаки. ========================================================== Россинский Владимир Илиодорович (1874/1875–1919) Россинский Владимир Илиодорович (1874/1875–1919) — русский художник-портретист, график, книжный иллюстратор и театральный художник, один из интереснейших оформителей отечественной торгово-промышленной рекламы конца XIX — начала XX века. Родился в Москве. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Закончил училище в 1895 г. Ученик А.Е. Архипова. Работал в издательстве «Посредник», оформителем на парфюмерной фабрике Анри Брокара. В 1914 году создал рекламное издание «Т-ва Брокар и Ко» «Календарь Москвички». В 1906 году начал писать декорации к спектаклю МХАТа «Горе от ума» А. С. Грибоедова, сделал ряд зарисовок исполнителей в костюмах и гриме. В.И. Россинский бывал в доме Л.Н. Толстого, о нем заботилась Татьяна Львовна, подыскивая ему уроки, устраивая летом на даче близ Ясной Поляны. На протяжении всей жизни он был глубоким почитателем Льва Николаевича Толстого, что нашло отражение в его творчестве. Еще в стенах Училища он создал большую аллегорическую картину "Апофеоз Толстого" карандашом на бумаге (68х120, ГМТ). Потрясенный уходом и смертью писателя, художник задумал исполнить серию больших рисунков о последних днях Льва Николаевича. Он проследовал тем же путем, что и писатель, встречался с теми же людьми, стараясь не упустить ни малейшей детали. Серия была опубликована в альбоме в 1911 году. В 1912 г. он дополнил серию еще одним рисунком "Л.Н. Толстой помогает кучеру закладывать лошадей". Тогда же цветными карандашами он исполнил еще одну аллегорическую картину "Могила Толстого" (142х178). Жизнь его оборвалась в то время, когда он работал над главным своим грандиозным замыслом - полотном "Великий мыслитель пашет", изображающей Толстого за плугом (3,5х2,5 м). Россинский исполнил также портреты Л. Андреева, И. Бунина,С. Рахманинова, Ф. Шаляпина, В. Качалова, К.Станиславского, ряд декораций к спектаклям МХАТ, писал пейзажи Подмосковья. Умер В.И. Россинский 26 июня 1919 года. ========================================================== Бодянский Иван Александрович. (18.01.1875 - ???) Бодянский Иван Александрович (18.01.1875 - ???) — художник, гравер. Сын Александра Михайловича Бодянского, помещика Харьковской губернии. С 1901 года в качестве вольнослушателя Иван Александрович занимался в Петербургской Академии художеств у гравера В.В. Матэ, скорее всего, посещал классы И.Е. Репина, преподававшего в это время в Академии. Бодянский находился под большим влиянием Л.Н. Толстого, состоял с ним в переписке, он автор «Воспоминаний о Ясной Поляне». В 1906 году Бодянский закончил курс в Академии художеств и получил звание художника за офорты, но, несмотря на это, работал в разной технике, и писал масляными красками. С 1921 году жил в Болгарии. Принимал участие в художественной выставке, где показывал свои работы, в том числе портрет Л.Н. Толстого, одна из его картин «Сигнал» (по рассказу В. Гаршина) получила первую премию. Работы художника хранятся в различных музеях, в т.ч. Государственном музее Л.Н. Толстого хранится 14 графических портретов Л.Н. Толстого работы Бодянского И.А. В 1931 году Бодянский жил в городе Русе (Болгария). Дальнейшая судьба и дата смерти Ивана Александровича не известны. ========================================================== Калачев Евгений Александрович (1888 — 1966) Калачёв Евгений Александрович (1888 — 1966). Живописец, график. Биографические сведения немногочисленны. Учился в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ (с 1913) у Н. С. Самокиша. Писал пейзажи, натюрморты. Участвовал в выставках «Общины художников» (1917), Весенней выставке в залах ИАХ (1918), ТПХВ (1918). С 1926 — член и экспонент АХРР. В 1939 принимал участие в оформлении павильонов ВСХВ. Преподавал на художественном факультете ВГИКа (1939–1957). Произведения находятся в ряде региональных музеев, в частности в Николаевском художественном музее», в Государственном музее Л.Н. Толстого в Москве. ========================================================== Яр-Кравченко Анатолий Никифорович (1911-1983) – народный художник РСФСР (1969), заслуженный деятель искусств Литовской ССР (1954), лауреат Сталинской премии II степени (1947). Родился 21 июня 1911 г. в г. Благовещенске Амурской области. В 1939 г. окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры, был учеником известных мастеров кисти И.И. Бродского и В.Е. Савинского. Работал художником-хроникёром в газетах «Правда», «Ленинградская правда», «Комсомольская правда», был главным художником информационного агентства АПН-ТАСС. За десятилетия активной творческой деятельности А.Н. Яр-Кравченко создал в общей сложности около четырёхсот портретов поэтов, писателей и других литературных деятелей, в т.ч. портрет Л.Н. Толстого, хранящийся в фондах Государственного музея Л.Н. Толстого в Москве. Умер 24 ноября 1983 года. ========================================================== Ивановский Леонид Андрианович. 23.04.1913 - 30.06.1997 Ивановский Леонид Андрианович родился 23 апреля 1913 года в деревне Клепиково Вологодской области, в семье крестьянина. В начале тридцатых годов Леонид Ивановский поступает на учебу в Ленинградский художественно - промышленный техникум, после окончания которого приезжает в Великий Устюг. Диорамы, созданные художником в тридцатые годы, находятся сейчас в Великоустюгском краеведческом музее. В пятидесятые- шестидесятые годы художник жил в городе Щекино Тульской области, вблизи от Ясной Поляны - родины Л.Н. Толстого. Л.А. Ивановский много лет по крупицам собирал материал о великом мастере слова. Теме «Лев Толстой и Ясная Поляна» художник посвятил более сорока лет. Представляют интерес рисунки этой серии : «Портрет Л.Н. Толстого», «Л.Н. Толстой на любимой скамейке», «Л.Н. Толстой на покосе», «Толстой и крестьянские дети». Рисунки Л.А. Ивановского «Лев Толстой и Ясная Поляна» многократно выставлялись в ряде музеев страны и всегда вызывали живой интерес посетителей выставок. Произведения Л.А. Ивановского стали достоянием десяти музеев страны, в том числе Государственного музея-усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», в Государственном музее Л.Н. Толстого в Москве, художественного музея г. Тулы, Вологодского областного краеведческого музея и др. ========================================================== Глебов Федор Петрович (Москва) 1914-1980 Глебов Федор Петрович — художник, родился в Москве. Получил первоначальное художественное образование в Московском художественном училище памяти 1905 года, затем учился в Московском государственном институте изобразительных искусств. В 1941 году ушёл добровольцем на фронт. Первые годы работал в книжной графике, иллюстрировал произведения В. Каверина, Б. Горбатова, А. Фадеева, С. Михалкова, работал в станковой гравюре на линолеуме. Под влиянием Н.П. Крымова, с которым дружил, всерьёз увлёкся живописью. Много ездил по стране: работал на Севере, в Крыму, Тверской и Мурманской областях, в Подмосковье, в Пушкинском заповеднике. В 1960-е годы, отдав дань направлению «суровый стиль», заинтересовался декоративной живописью, где сочетал большие цветовые плоскости с живописной гармонией, тонкими колористическими отношениями. Среди известных работ — «Лето» (1972), «Осенний лес» (1973). Особой стала серия видов пушкинских мест, где художник работал в 1973 году, написав монументальные композиции «В Михайловском», «Сороть», «Озеро Кучане». Участник многих выставок. Первой была Выставка начинающих молодых художников Москвы в 1934 году, в 1973 году состоялась персональная выставка в столице. Состоял в Союзе художников СССР, удостоен звания Заслуженный художник РСФСР. Работы художника хранятся в Государственном Русском музее, Государственном Литературном музее, Новосибирской областной картинной галерее, в Государственном музее Л.Н. Толстого. ========================================================== Николаев Андрей Владимирович. (1922 - 2013) Николаев Андрей Владимирович родился 22 октября 1922 года в Москве, на Первой Мещанской улице. Закончив школу в 1941 году, поступил в Московское училище живописи на Сретенке, где проучился один год, после чего его направили в Великоустюжское военное училище. Войну он закончил в звании лейтенанта и в должности начальника разведки полка. Художник в 1950-1970-е годы работал над несколькими сериями иллюстраций к роману «Война и мир». К этой книге он с детства относился с большим интересом. Николаев подходил к работе над иллюстрированием Толстого ответственно, в интервью литературоведу Льву Аннинскому он говорил: «У меня были сшиты костюмы, я лепил из пластилина головки, чтобы потом не ошибиться в ракурсах». Многие называли иллюстрации Николаева слишком кинематографичными, говорили, что художник отошел от традиционного иллюстрирования. Все мы так или иначе находимся под влиянием своего времени, так и Николаев, выпускник ВГИКа, жил в эпоху бурного развития кинематографа. Однако это не просто зарисовки кадров, а художественные образы, за каждой иллюстрацией стоит большая работа, процесс выбора композиции и цвета. Иллюстрации Андрея Владимировича Николаева – результат очень талантливого художественного переосмысления великого литературного наследия Льва Толстого и, прежде всего, бессмертного романа писателя – «Война и мир». Множество поколений читали и перечитывали роман, спорили о нем и восторгались. Предлагаем и посетителям нашего сайта вспомнить страницы этой великой книги через иллюстрации художника Николаева. Кроме того, художником проиллюстрировано около двух сотен других книг, состав их авторов самый разнообразный, среди них: Пушкин - «Пиковая дама», А.Толстой - «Князь Серебряный», Данилевский - «Сожженная Москва», «Мирович», Мамин-Сибиряк - «Приваловские миллионы», Загоскин - «Рославлев» и «Милославский», Горький «На дне», «Мещане», «Егор Булычев», - Пушкин - «Пиковая дама», Золя - «Радости жизни», «Рим», Жеромский - «Пепел», Вирта - «СОБР. соч.» (64 рис.), - Чаковский - «Это было в Ленинграде», Антонов - «Повести и рассказы», Лавренев - «Сорок Первый», - Нилин «Испытательный срок», Гладков - «Цемент» и многие, многие другие. Андрей Владимирович Николаев скончался в Москве 14 февраля 2013 года. ========================================================== Захаров Гурий Филиппович. (1926 —1994) Захаров Гурий Филиппович (27 ноября 1926 — 2 января 1994) — советский и российский график. Родился в г. Кимры, ныне Калининской области. График, заслуженный художник РСФСР (1968). Академик Академии художеств СССР (1991; член-корреспондент 1988). Заслуженный художник РСФСР (1968). Лауреат Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина (1984). Для его творчества характерны пронизанное поэтическим чувством восприятие действительности, строгая архитектоника и ритмичность композиции, контрастные сопоставления чёрных и белых тонов. Произведения Захарова Г.Ф. находятся в ГТГ, ГМИИ, ГРМ, Ярославском художественном музее, Вологодской областной картинной галерее, Брянском областном художественном музее, в Государственном музее Л.Н. Толстого и др.
Авторы
Куйбышев Л.А.
Дата публикации
Волшебные иллюстрации Нади Рушевой
С.А.Толстая - фотограф