Вернуться
7 из 10
Просмотрено 7 из 10
Онлайн альбом "Три ипостаси графини Толстой"
Онлайн альбом "Три ипостаси графини Толстой"
Заголовок
Онлайн альбом "Три ипостаси графини Толстой"
Аннотация
Аннотация к онлайн альбому «Три ипостаси графини Толстой». Онлайн альбом, «Три ипостаси графини Толстой», представляемый посетителям сайта Государственного музея Л.Н. Толстого, подготовлен на основе материалов двух выставок, проводившихся Государственным музеем Л.Н. Толстого в разное время в разных городах России, в т.ч. : - «Замужем за Львом Толстым»: в ГАУК «Государственный мемориальный историко-литературный музей-заповедник Ф.И. Тютчева «Овстуг», с 20 апреля по 09 июня 2021 г.; - «Три ипостаси графини Толстой»: в Культурно-выставочном центре «Радуга» в г. Чебоксары, с 20 августа по 30 октября 2021 г.; Софья Андреевна Толстая вошла в историю преимущественно как преданная жена и самоотверженная мать. И в этом нет ничего удивительного. Ведь муж и дети были ее, пожалуй, главным приоритетом, «предельным интересом». В условиях разлада, когда «жизнь врозь пошла», Софья Андреевна стала критически относиться к своему прошлому, определяемому ею как «материальная жизнь рождения, кормления детей, хозяйства и постоянной помощи мужу, переписки и заботы о нем». В итоге она «позволила себе заняться музыкой, поэзией, живописью или просто общественной деятельностью». Тем самым она оказалась на виду. Выставки состояли из трех разных и, вместе с тем, взаимосвязанных частей: «Быть самой собой. Быть на виду»; «Быть матерью и хозяйкой»; «Быть женой». В каждой из них приводятся высказывания из мемуаров «Моя жизнь», а также из дневника и писем к мужу, из которых складывается своего рода монолог о жизни рядом с гением. Кроме рукописей, на выставках были показаны и другие фондовые материалы – фотографии, живописные работы. С переезда семьи в Москву (1881 г.) начался тот период жизни Софьи Андреевны, когда она действительно была на виду. Развернутая ею деятельность по сохранению наследия Толстого, несомненно, явилась тем столь желанным «настоящим делом», которое однозначно имело «благотворные последствия». С.А. Толстая, начавшая снимать фотографии еще до замужества, лишь в конце 1880 х г.г. возобновила съемки и сфотографировала некоторых посетителей Хамовников и Ясной Поляны. Только ей удалось снять Толстого вместе с такими замечательными людьми, как Репин, Горький, пианистка Ландовска. На склоне лет Софья Андреевна занялась живописью. Среди ее работ на выставках был представлен «Татарник» (1917 г.) – иллюстрация к повести Толстого «Хаджи-Мурат». С.А. Толстую можно считать воплощением женщины-матери. Отнюдь не случайно в «Идеалах Ясной Поляны», полушутливой характеристике яснополянских обитателей, написанных, предположительно, Львом Толстым, в качестве идеала Софьи Андреевны приводится, в том числе, желание «иметь 150 малышей, которые никогда бы не становились большими». В январе 1917 г. она составила список всех своих 13 детей, из которых трое скончались в младенчестве, а еще два мальчика – Алеша и Ванечка – в детстве. Потеря младшего сына Ванечки в 1895 г. для Софьи Андреевны была тем ударом судьбы, после которого вновь обрести спокойствие стало невозможным. При жизни Толстого в 1906 г. умерла от воспаления легких средняя дочь Мария. Через месяц после составления списка, в феврале 1917 г., от заражения крови умер сын Андрей. Что касается будней Софьи Андреевны - хозяйки, то они были зримо представлены рядом экспонатов: поваренной книгой и содержащимся в ней рецептом знаменитого «Анковского пирога»; книгой заказов обедов для семьи Толстых в Москве и Ясной Поляне. После свадьбы и приезда в Ясную Поляну 18-летняя Софья Андреевна стала своему мужу - писателю незаменимой помощницей. Переписыванием Софья Андреевна утоляла свою жажду быть причастной к искусству, она благоговейно относилась к творениям мужа - художника, среди которых она выделяла «Войну и мир». Только при муже - художнике она «была счастлива». Потому она и признавалась, что «не может полюбить его религиозно-философские статьи». (Дневник, 3 января 1891 г.). Камнем преткновения в отношениях между супругами был вопрос о литературной собственности. Завещание мужа, согласно которому его наследником стала младшая дочь Александра, Софья Андреевна восприняла в штыки. «Народив кучу детей, он не умеет найти в семье ни дела, ни радости, ни просто обязанностей». Завещание, в поисках которого Софья Андреевна зашла в кабинет мужа в роковую ночь на 28 октября 1910 г., и послужило поводом для его ухода и последовавшей за этим драмы в Астапове. После смерти мужа Софья Андреевна сожалела о произошедшем. Старшая дочь Татьяна в своих воспоминаниях приводит слова матери: «Я плохо жила с ним, и это меня мучает...». И все же вряд ли можно отрицать, что Софья Андреевна всю жизнь «служила своему гению». А если это так, то ниспосланное ей «высокое назначение» она, бесспорно, выполнила.
Дата публикации
Лев Толстой и его семья в произведениях российских художников
Онлайн альбом «Е.Е. Лансере – художник-иллюстратор Кавказских произведений Л.Н. Толстого»