Художник М.С. Башилов (1821 – 1870) оставил яркий след в истории русской книжной графики. Середина XIX века – время бурного развития искусства иллюстрации. Графическое наследие М.С. Башилова позволяет нам говорить о нем как об одном из самых заметных иллюстраторов своего времени.
Самое значительное событие в творческой биографии художника – работа над иллюстрациями к роману «Война и мир». В начале 1866 г. Л.Н. Толстой обратился к М.С. Башилову с предложением о сотрудничестве. Поводом к этому послужило не только личное знакомство и родственные связи (М.С. Башилов приходился двоюродным дядей по материнской линии С.А. Толстой – жене писателя), но и то, что художник к этому времени сумел стать одним из лучших московских иллюстраторов.
М.С. Башилов получил домашнее художественное образование в имении своего отца в Могилевской губернии, в 1844 г. окончил юридический факультет Харьковского университета. В университетские годы, познакомившись с искусством гравирования, он занимался художественным оформлением альманахов.
Вынужденный всю жизнь состоять на государственной службе в качестве чиновника, М.С. Башилов никогда не оставлял любимого дела – рисования, создавая портреты близких людей, поэтические малороссийские пейзажи, зарисовки крестьянских типов. С конца 1840-х гг. он жил в Москве, служил в архиве Министерства иностранных дел и в качестве вольного слушателя посещал Училище живописи, ваяния и зодчества, где получил возможность не только заниматься, но и экспонировать свои работы. Огромное впечатление произвела на Башилова открывшаяся весной 1850 г. в стенах Училища выставка П.А. Федотова, художника, оказавшего влияние на творческую манеру М.С. Башилова.
История печатания романа «Война и мир» складывалась непросто. Она началась в 1865 г. с публикации начальных глав в журнале «Русский вестник» под заголовком «1805 год». В 1866 г. Толстой решил издать роман отдельными книгами, но полностью осуществить этот замысел удалось только в 1869 г. Роман разрастался, требуя от автора титанической работы. Согласившись в 1866 г. иллюстрировать роман, М.С. Башилов соприкоснулся с творческой лабораторией писателя. Из их переписки, продолжавшейся с апреля 1866 по май 1867 г., сохранились только письма Толстого. Они содержат бесценный материал – комментарий писателя, характеризующий героев «Войны и мира», их внешний облик и характеры.
Издание романа вышло тем не менее без иллюстраций. Медленно работали граверы, перенося рисунки М.С. Башилова на гравировальные доски, часть этих досок сгорела во время пожара в типографии. Пошатнувшееся здоровье самого художника не позволило продолжить работу с прежней интенсивностью. А, кроме того, еще в 1866 г., увидев работу М.С. Башилова «Крестьянин в беде» на выставке, писатель заметил в письме к жене, С.А. Толстой: «Чего-то недостаёт Башилову как в жизни, так и в искусстве, – какого-то жизненного нерва». Безусловно, разница в таланте, в «жизненном нерве» писателя и художника была.
Коллекция сохранившихся рисунков М.С. Башилова к роману «Война и мир» почти полностью хранится в Государственном музее Л.Н. Толстого: истончившиеся хрупкие листы первоначальных эскизов, к которым прикасалась рука писателя, гравюры, отпечатанные с гравировальных досок более 150 лет назад. Их близость, совпадение во времени с текстами Толстого вызывает ощущение особого трепета. Эти работы будут показаны на выставке.
С начала 1860-х годов М.С. Башилов принимал самое деятельное участие в работе Московского общества любителей художеств (МОЛХ), а получив должность инспектора Училища живописи, ваяния и зодчества, до последних дней оставался на этом посту, отдавая работе все силы. Именно при нем Училище стало центром художественной жизни Москвы.
Современники вспоминают о художнике удивительно тепло. Огромного роста, обладавший громким густым голосом, веселый и остроумный, он был удивительно мягок и добр, чуток к искусству, деликатен и внимателен к людям. В семье Берсов М.С. Башилов получил шуточное прозвище М. Пикколо, ставшее одним из его псевдонимов.
Материалы, связанные с жизнью и творчеством М.С. Башилова, хранятся в архивах и музеях Москвы, Киева, Петербурга.
В выставке приняли участие Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля, Российский государственный архив литературы и искусства, Государственная публичная историческая библиотека России, Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.
Читать далее