Лев Николаевич Толстой оставил после себя великое литературное наследие, которое является также непосредственным отражением русской жизни XIX века. Цель выставки – показать на примере литературных произведений Льва Толстого, жизни писателя и его семьи утраченный мир русской усадьбы XIX века.
По точному замечанию исследователя Н.А. Никитиной, «вся русская литература вышла из усадебного мира». Выставка поднимает тему сохранения усадебного наследия, ведь самих усадеб, относящихся к ним построек, садов становится все меньше и меньше. Следы усадебной культуры, достигшей своего расцвета к середине XIX века, начали стираться в пореформенное время, уничтожались в годы русских революций ХХ века, в 1920-е годы.
Предлагаем рассмотреть на выставке произведения Льва Толстого, которые наиболее характерно описывают сцены усадебной жизни: «Детство. Отрочество. Юность», «Утро помещика», «Семейное счастие», «Война и мир», «Анна Каренина». Рукописи и иллюстрации к этим произведениям демонстрируют усадебную культуру позапрошлого столетия. Сцены охоты, балов, игры на музыкальных инструментах ярко иллюстрируют усадебный быт, свидетелями которого были представители золотого и серебряного веков русской литературы. Эта жизнь осталась на страницах литературных произведений.
Вторая часть выставки посвящена усадебной жизни самого Льва Толстого. Писатель прожил долгую жизнь — 82 года, с 1828 по 1910 гг.: застал крепостное право, трансформацию и закат усадебной жизни. Лес «Чепыж», пасека, речка Воронка, липовый парк «Клины», въездная аллея «Прешпект» находят отражение в художественных текстах Толстого.
В своей родовой усадьбе Ясная Поляна писатель пытался наладить хозяйство, сажал яблони, занимался пчеловодством. В конце 1850-х годов Толстой перевел всех крестьян на оброк и отпустил своих дворовых, наняв их как вольных рабочих. Софья Андреевна, жена писателя, вела расчеты с работницами, держала при себе все ключи. На выставке представлены фотографии и изображения Ясной Поляны, а также материалы, связанные с любимым имением Льва Толстого.
Читать далее