«Благодарен Вам за прекрасные Ваши картинки»
К 180-летию Е. М. Бём
Онлайн выставка, представляемая посетителям сайта Государственного музея Л.Н. Толстого, подготовлен на основе материалов выставки «”Благодарен вам за прекрасные ваши картинки”. К 180-летию художницы Е. М. Бём», проводящейся музеем с 30 марта по 26 сентября 2023 г. и посвященной жизни и творчеству уникальной художницы XIX века Елизаветы Меркурьевны Бём.
Елизавета Меркурьевна Бем (1843–1914) – замечательная русская художница, прекрасный иллюстратор и силуэтист – родилась в старинной дворянской семье Эндауровых 12 февраля 1843 года в Санкт-Петербурге. В 1857-1864 г.г обучалась в Рисовальной школе Общества поощрения художников в Санкт-Петербурге и окончила школу с серебряной медалью. Проведя детство и юность в ярославском имении Щепцево, постоянно наблюдала жизнь крестьянских детей.
«Любовь к рисованию у меня была с самых ранних лет; я себя иначе не помню как рисующей на всех клочках бумаги, которые попадались мне в руки», – вспоминала она о своих детских годах.
В Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петербурге Елизавете Меркурьевне посчастливилось стать ученицей И.Н. Крамского. Любимый учитель оказал влияние на мировоззрение художницы и помог ей обрести творческую индивидуальность. Е. М. Бём увлеклась искусством силуэта и техникой литографии. Первые ее работы – именно сценки из крестьянской жизни, в основном детские образы. В 1875 году создала альбом открыток «Силуэты», а спустя два года – альбом «Силуэты из жизни детей». Позже вышли альбомы «Пирог» и «Из деревенских воспоминаний».
«С 1875 г. начала я издание своих первых силуэтов, литографируя их сама и на камне. Крамской очень сочувственно отнесся к этому», – вспоминала Елизавета Меркурьевна.
Мир музыки и литературы определял широкий круг интересов художницы. Талант схватывать и передавать портретные черты позволил Е. М. Бём создать целый ряд силуэтных изображений русских писателей и музыкантов, ее современников. Среди них можно назвать портреты А.Г. Рубинштейна и А.К. Глазунова, И.А. Гончарова и И.С. Тургенева. Много и увлеченно работала Е. М. Бём в книжной графике, иллюстрируя произведения А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, И.А. Крылова, Н.А. Некрасова, Н.С. Лескова, В.Г. Короленко, В.М. Гаршина.
Самая большая любовь художницы – это детский мир. Когда смотришь на ее работы, изображающие детей, хочется улыбаться. Маленькие герои, занятые самыми разнообразными делами, невероятно обаятельны.
Пройдя сквозь время, эти работы не устарели. Нежные охристые акварели, небольшие силуэты, исполненные грации и изящества, несут из XIX в. в наш сегодняшний день энергию искренней любви к миру и людям. Они понятны и близки каждому.
Елизавета Бём иллюстрировала русскую народную сказку «Репка» (1882) и детские журналы «Игрушечка» (1882—1886) и «Малютка» (1886—1887). Создала детские альбомы «Пословицы в силуэтах» (1884), «Поговорки и присказки в силуэтах» (1885), «Азбука». Иллюстрировала басни И. А. Крылова и «Записки охотника» И. С. Тургенева.
Именно эти свойства – высокой простоты и добра, непосредственности и заразительности чувства – Л.Н. Толстой считал признаками подлинного искусства. Лев Толстой проявил огромный интерес к работам Е. М. Бём, в особенности к ее детским рисункам.
Об искусстве писатель и художница говорили, встретившись в Петербурге в 1897 г. в доме В.Г. Черткова. Об этой встрече Е. М. Бём оставила прекрасные воспоминания, представленные на нашей выставке.
Личной встрече предшествовала переписка. В июне 1885 г. Толстой, познакомился с работами Е. М. Бём, которые писателю передала их общая знакомая А.В. Дмоховская.
Эти работы очень понравились Толстому, он писал Бём: «Очень благодарен вам за прекрасные ваши картинки. Я уже давно знаю их и любуюсь ими». Толстой, обратился к художнице с предложением участвовать в издании книг для народа и пригласил художницу сотрудничать.
Письмо Толстого несказанно обрадовало Елизавету Меркурьевну, оно содержало не только предложение о сотрудничестве, но и отзыв о ее работах.
На протяжении всей дальнейшей жизни Е. М. Бём, безвозмездно трудилась для издательства «Посредник», основанного Л.Н. Толстым и В.Г. Чертковым для простого народа.
Е. М. Бём создавала целые серии иллюстраций к книгам для народа. Эта работа была очень важна для нее. 19 апреля 1896 г. в письме к Т.Л. Толстой, дочери писателя, Е. М. Бём просила передать Льву Николаевичу ее благодарность за то, что «могла хотя малость сделать для такого хорошего дела, как народные издания».
К концу 1880-х гг. Е. М. Бём стала терять зрение. Работа в области силуэта усугубляла ситуацию, и в 1896 г. художница окончательно перестала работать в этой технике.
В 1890-х гг. начинается новый период творчества. С этого времени, не бросая занятий акварелью, она начинает работать в новой для себя отрасли — создание эскизов для производства стеклянной посуды.
С 1893 г. Е. М. Бём сотрудничала с Мальцовским заводом, где директором служил ее брат А.М. Эндауров. Декоративно-прикладные работы художницы не раз были отмечены первыми премиями и медалями на различных международных выставках. Некоторые из своих «стеклянных вещей» художница в 1897 г. прислала в подарок в Хамовники, в московскую усадьбу Толстых, прося передать «глубокий привет и низкий поклон» глубокочтимому Льву Николаевичу.
Предметы из стекла, созданные по рисункам Е. М. Бём, принесли ей успех практически сразу после их создания — на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 г., а затем на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде 1896 г..
1899 г. был занят приготовлением к Всемирной выставке в Париже в 1900 г., куда предполагалось отправить и стеклянные изделия по рисункам Е. М. Бём. Русский отдел на выставке произвёл в Западной Европе фурор.
В одном из помещений павильона кустарных изделий и рукоделий России было представлено стекло Е. М. Бём «в русском стиле». Солонка по эскизу художницы была преподнесена президенту Франции, о чём писалось в газетах.
В начале 1900-х г.г. художница открывает для себя новый вид печатной графики — оригинальные открытки, которые выходили под её именем большими, для своего времени, тиражами и неоднократно переиздавались. В 1910-е гг. сотрудничала с издательством М. О. Вольф в серии «Моя первая книга…».
В начале XX века работы художницы нашли своё признание за рубежом. Её силуэты перепечатывались в Берлине, Париже, Лондоне, Вене и Америке. За свои труды художница получила несколько Международных наград. Работы Елизаветы Меркурьевны Бём (с 1868 года) участвовали в Международных выставках — в Париже (1900), Мюнхене (1902), Милане (1906) — и везде получали медали. В Милане художница получила золотую медаль.
В 1913—1914 году в Париже русским эмигрантом Ильёй Лапиным (I.Lapina) была издана «Азбука» Елизаветы Бём в виде больших листов с большим (7-10) количеством рисунков и понятий на каждую букву, над которой она работала последние годы своей жизни. «Азбука» была издана на «французской мелованной бумаге в роскошном коленкоровом переплёте с двумя металлическими под старое серебро застёжками и пряжками». Тираж — 1 000 экземпляров, 5 выпусков по 6 иллюстраций в каждом. Ещё 100 роскошных нумерованных альбомов вышло с автографом самой художницы.
Елизавета Меркурьевна умерла 25 июля (7 августа) 1914 года, за неделю до начала Первой мировой войны и была похоронена рядом с мужем на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге, могила утрачена.
Онлайн альбом, представляемый посетителям сайта Государственного музея Л.Н. Толстого, позволяет познакомиться с перепиской Л.Н. Толстого с Е. М. Бём, а также с художественными работами Елизаветы Меркурьевны.
Для «Посредника» Бём иллюстрировала много книг: «Первый винокур», «Два старика», «Сказка об Иване-дураке» Толстого, «Перепёлка» И.С. Тургенева, «Медведь» В.М. Гаршина, серию «Малым ребятам», сборник «Цветник» В.Г. Короленко и других изданий.
В 1887 году она подготовила иллюстрации к «Власти тьмы», которые нравились Толстому. Кроме того, Бём принадлежат три портрета толстовских героинь: Анны Карениной, Кити и Катюши Масловой, которые представлены на выставке. В 1880-1890-х годах художница создала акварели – женские типы в романах Толстого. Они воспроизводились на открытках.
На выставке посетители могут видеть иллюстрации Е. М. Бём, портреты Л.Н. Толстого, живопись и графику, фотографии, рукописи, письма и книжные издания. Кроме того, на выставке представлены предметы из Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства.
Ко всему, что связано с именем Толстого, художница относилась с особым благоговением. В коллекции ГМТ хранятся замечательные иллюстрации Е. М. Бём к его сказкам, рассказам, статьям, романам, пьесам. Создала художница и целый ряд силуэтных изображений Л.Н. Толстого, ставших неотъемлемой частью портретной галереи писателя. Многие из этих работ представлены на проходящей выставке и в онлайн альбоме.
Государственный музей Л.Н. Толстого выражает благодарность Всероссийскому музею декоративного искусства за сотрудничество и предоставленные экспонаты.
Читать далее