Вернуться
Лев Толстой – общественный деятель, с 02 ноября 2023 по 25 февраля 2024
Лев Толстой – общественный деятель, с 02 ноября 2023 по 25 февраля 2024
Название выставки
Лев Толстой – общественный деятель
Даты проведения выставки
с 02 ноября 2023 по 25 февраля 2024
Организация
Государственный музей Л.Н.Толстого
Аннотация
Аннотация к онлайн выставке «Лев Толстой – общественный деятель» Онлайн выставка, представляемая посетителям сайта Государственного музея Л.Н. Толстого, подготовлена на основе материалов выставки, проходящей в Ампирном зале литературной экспозиции Государственного музея Л. Н. Толстого со 2 ноября 2023 года по 25 февраля 2024 года. На этой выставке получили освещение многие аспекты творчества и общественной деятельности Л.Н. Толстого. Из фондов Государственного музея Л.Н. Толстого на выставке представлены живопись, графика, и репродукции, рукописи и скульптура, иллюстрации и фотографии. Посетителей выставки ожидал сюрприз: электронная викторина с тремя уровнями сложности. ============================================ Лев Толстой занимал особое место в общественно-политической, социальной, культурной жизни нашей страны XIX – начала XX века. Он был членом и участником деятельности многих общественных организаций и объединений, активно выражал свою бескомпромиссную позицию по актуальным проблемам жизни российского общества, написал десятки трактатов и статей, в которых предлагал пути решения общественно-политических, социальных, культурных вопросов, животрепещущих проблем. Авторитет Льва Толстого был громадным, К голосу Льва Толстого прислушивались представители многих политических сил, общественных движений. Особую роль Толстого в общественной жизни России того времени прекрасно отразил в своих мемуарах государственный деятель С. Ю. Витте: «Толстой не только в области художества, но и в области мышления оказал и будет оказывать на Россию и не только на Россию, но и на умы всей Европы громадное влияние». Толстой выступал против смертной казни и телесных наказаний, считая насилие над личностью, неоправданную жестокость несовместимыми с элементарными представлениями о человечности, сострадании, гуманизме. Оценивая происходящие в начале XX века кардинальные изменения в общественной жизни, писатель доказывал бессмысленность политической борьбы, любых реформ, преобразований без эволюции сознания людей, без духовного, нравственного развития личности. Толстой писал о преодолении социального неравенства и несправедливости, о помощи бедным, нищим городским слоям и голодающим крестьянам, о деньгах как инструменте грубого насилия человека над человеком, о бессовестной эксплуатации труда наемных работников. Толстовская школа для крестьянских детей строилась на принципах свободы и уважения к личности ребенка, на отказе от принуждения и телесных наказаний. Толстовская статья «Не могу молчать!» стала своеобразным символом публицистической деятельности убежденного сторонника любви к ближнему. В начале прошлого века русское общество было увлечено политическими идеями, активно участвовало в революционной деятельности и считало, что кардинальные преобразования, появление представительных учреждений, развитие парламентской демократии способны изменить жизнь людей к лучшему. Умеренная часть сторонников революции одобрила появление царского Манифеста 17 октября 1905 года, радикальные силы левого толка продолжили вооруженную борьбу против самодержавия. Лев Толстой в ряде статей («Конец века», «О значении русской революции», «Обращение к русским людям. К правительству, революционерам и народу» и др.) доказывал бессмысленность любых изменений в общественной жизни без эволюции сознания людей, без духовного, нравственного развития личности, которое одно способно преобразовать социальную сферу. В трактате «Так что же нам делать?», статьях «Рабство нашего времени», «О переписи в Москве», «О голоде» и др. Толстой затронул важнейшие проблемы, стоявшие перед русским обществом. Он писал о преодолении социального неравенства и несправедливости, о помощи бедным, нищим городским слоям и голодающим крестьянам, о деньгах как инструменте грубого насилия человека над человеком, о бессовестной эксплуатации труда наемных работников. Толстой будил совесть людей, призывая представителей господствующих классов задуматься об очевидном нарушении принципов братства и равенства, о забвении христианской морали. Педагогическая деятельность Толстого всегда строилась на принципах свободы и уважения к личности ребенка, на отказе от насилия, принуждения и телесных наказаний. Издавая журнал «Ясная Поляна», открывая в деревнях школы для крестьянских ребят, Толстой брал за основу своей деятельности принципы, сформулированные французским просветителем Ж.-Ж. Руссо, оказавшим сильное влияние на писателя в молодые годы. В 1887 году Толстой работал над трактатом «О жизни» и даже выступил в Московском психологическом обществе с рефератом этого произведения, излагая представления об истинной, духовной жизни, которая не может прекратиться со смертью тела. Большое значение писатель придавал борьбе с телесными грехами, препятствующими духовной жизни. Он отказался от курения, употребления алкоголя, основал общество трезвости «Согласие против пьянства». По этическим соображениям писатель стал вегетарианцем, так как не считал возможным нарушать принцип ненасилия по отношению к животным. Толстой на многие десятилетия стал своеобразным символом и идейным вдохновителем российского вегетарианского движения. Писатель выступал в Обществе любителей российской словесности и стоял у истоков Русского музыкального общества, которое легло в основу создания Московской консерватории. Он полагал, что искусство должно служить средством объединения, способствовать осознанию братства и равенства всех людей, независимо от национальности, вероисповедания и социального положения. Толстой был уникальной личностью, к которой с одинаковым уважением относились многие государственные деятели и оппозиционеры, либералы и консерваторы, умеренные демократы и социалисты, деятели культуры середины XIX века и модернисты, верующие и атеисты, выдающиеся ученые и неграмотные крестьяне. Толстой своей личностью, своей деятельностью, своими ценностными установками объединял в ту пору русское общество. И многие идеи великого писателя, мыслителя и гуманиста сохраняют свою актуальность и до сих пор.