Вернуться
Онлайн выставка «Труд многих лет» «Азбука» Льва Толстого., 20 апреля — 31 мая 2023 г. (в офлайн)
Онлайн выставка «Труд многих лет» «Азбука» Льва Толстого., 20 апреля — 31 мая 2023 г. (в офлайн)
Название выставки
Онлайн выставка «Труд многих лет» «Азбука» Льва Толстого.
Даты проведения выставки
20 апреля — 31 мая 2023 г. (в офлайн)
Организация
Правдинское городское отделение МБУ Городского округа Пушкинский Московской области «Центральная библиотека»
Аннотация
Онлайн выставка. ««Труд многих лет» «Азбука» Льва Толстого». Аннотация Онлайн выставка, ««Труд многих лет» «Азбука» Льва Толстого», представляемая посетителям сайта Государственного музея Л.Н. Толстого, подготовлена на основе материалов двух выставок, проводившихся Государственным музеем Л.Н. Толстого в 2022 году, в т.ч.: - «Труд многих лет» «Азбука» Льва Толстого», проходившей в Правдинском городском отделении МБУ городского округа Пушкинский Московской области «Центральная библиотека» с 20 апреля по 31 мая 2023 в г.Пушкино; - «Прекрасная детская литература: «Азбука» Льва Толстого, проходившей в детской библиотеке МБУ Городского округа Пушкинский Московской области «Центральная библиотека», с 03.10.2023 по 10.11.2023, г. Пушкино. На этих выставках, организованных Государственным музеем Л.Н. Толстого и основанных на материалах из своих фондов, были представлены работы художников, проиллюстрировавших «труд многих лет» Льва Николаевича, – Ю.А. Васнецова, Б.М. Калаушина, Н.А. Орловой, И.К. Кобякова и Е.М. Рачёва. Эти работы были сделаны в разное время через несколько десятков лет после выхода «Азбук» Л.Н. Толстого в свет. Государственный музей Л.Н. Толстого представляет выставку, посвященную «Труду многих лет» великого русского писателя – «Азбуке». Лев Николаевич занимался не только литературной, но и педагогической деятельностью, которую считал «прелестным» и «поэтическим» делом. В 1849 году Л.Н. Толстой взялся за работу в яснополянской школе. Эта деятельность продолжалась с перерывами в течение всей его жизни. В 1859 году Л.Н. Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей и стал содействовать открытию школ по всей округе, так как мечтал «спасти тех тонущих там Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых», которые «кишат в каждой школе». Всего было открыто около двадцати школ. Лев Николаевич в процессе педагогической деятельности пытался найти ответ на вопрос, чему и как нужно учить детей. Он утверждал, что педагогика должна основываться на опыте и свободе. Опыт предполагал понимание того, что нужно ученикам, в каких именно знаниях у них есть потребность. А получение знаний, считал он, не должно иметь насильственный характер. Л.Н. Толстой, начав преподавать, столкнулся с тем, что почти не существовало книг и пособий для народных сельских школ. Писатель полагал, что та детская литература, которая имелась, оторвана от настоящей жизни крестьянских детей, их опыта и нужд. Лев Николаевич хотел сделать так, чтобы детская литература приобщила детей к народному языку, а через народный язык – к литературному. Наиболее близкой народу литературой Л.Н. Толстой считал не специально написанные для народа книги, а произведения, вышедшие как раз из недр народной жизни: сказки, былины, пословицы, поговорки, сказания, басни, песни, легенды и стихи. С момента открытия школы в Ясной Поляне Л.Н. Толстой стал собирать материал для создания «Азбуки», которая была впервые напечатана в 1872 году. В этом же году он писал своей двоюродной тетушке Александре Андреевне Толстой: «Вы знаете, что такое для меня была школа с тех пор, как я открыл ее. Это была вся моя жизнь, это был мой монастырь, церковь, в которую я спасался и спасся от всех тревог, сомнений и искушений жизни». «Пишу я эти последние года азбуку и теперь печатаю. Рассказать, что такое для меня этот труд многих лет – азбука, очень трудно». Этот труд представлял собой несколько учебных книг, в которых были букварь, пословицы, поговорки, рассказы для чтения, материалы по арифметике и наставления учителю. Л.Н. Толстой при составлении «Азбуки» руководствовался, прежде всего, критериями простоты, ясности и художественности. На протяжении 14 лет Лев Николаевич проверял различные методы обучения грамоте, отбирал сказочные и былинные сюжеты для рассказов, перерабатывал их и сочинял новые, изучал народную литературу и народный язык. В 1874 году, через два года после выхода в свет «Азбуки», Л.Н. Толстой, опираясь на свой педагогический опыт, выявил недочеты и переработал книгу. Отредактированный труд был выпущен под названием «Новая азбука», а через два года – и в четырех «Книгах для чтения». Эти его труды – прекрасные образцы детской литературы, которые интересны детям и сейчас, спустя полтора столетия. Писатель отмечал, что эти произведения народного творчества очень полезны в педагогике, т.к. обучают детей наглядно – на примере поступков людей и животных в различных ситуациях. Л.Н. Толстой изучил и переработал русские, персидские, арабские, немецкие сказки, басни Эзопа, былины, переписал их простым и понятным языком. Литературно-педагогическая работа Льва Николаевича Толстого, которая не потеряла своей актуальности через полтора столетия, показывает его как замечательного детского автора и учителя.